Спасибо (серьезно) Арзамасу. Мой список чтения увеличился на несколько романов, и про них как раз можно сказать - обязательные. Это набоковские "Приглашение на казнь" и "Дар".
Честно признаюсь - никогда не считала Набокова своим автором.
Но после арзамасовских лекций стало интересно по сюжетам. Приглашение - антиутопия, в которой Россия будущего (как и весь мир, походу) деградирует обратно к состоянию девятнадцатого века, только какие-то остатки технологий промелькивают. И это такой тоталитаризм в бархатных перчатках, когда все сами себя готовы высечь. Казнь совершают исключительно ради блага казнимого и до нее всячески его ублажают.

А второй роман, Дар, это очень-очень автобиографичный текст и этим интересен. Плюс, там есть отрывок ненаписанного романа о Чернышевском (который планировал написать сам Набоков).

Так вот. В лекции о Даре был интересный разбор как Набоков работает в тексте со сменой лиц , от которых ведется повествование, при том, что герой-повествователь не меняется. То есть читатель все время смотрит на события в романе глазами главгероя, но при этом повествование ведется то от первого, то от третьего лица. Интересная сама по себе техника, дающая сразу несколько интересных плюшек автору.

Во-первых, это смена масштаба. Смена лица позволяет показать какие-то события более крупным планом, мысленная камера "наезжает" на сцену (объект), мы рассматриваем условное чье-то ухо очень-очень подробно, вплоть до количества пор - это у нас было первое лицо, - и камера "улетает", взгляд от третьего лица позволяет отстраниться, показывая лицо, к которому прикреплено ухо, и прочие части тела человека.

Еще эта штука может служить смене временных планов в тексте. Когда речь ведется от первого лица, это герой теперешний, сейчасный, он непосредственно участвует в тех событиях, о которых говорит. А при рассказе от третьего лица временной план может сместиться в прошлое/будущее. То есть, герой находится по отношению к основной линии сюжета находится в будущем и вспоминает события дня сегодняшнего, как свое прошлое.

Там есть еще второе лицо множ. Числа, мы которое, но это уже замороченная штука. Тут оба "варианта" главгероя, его теперешнее я и его будущее, лучшее я как бы объединяются и получается эдакая стереопара, мы одновременно видим какой-то эпизод сюжета как происходящий сию минуту, как непредсказуемый процесс и, в то же время, осмысление его как чего-то уже состоявшегося, завершенного .