Я не сомневалась, что Набоков умеет рисовать. Умел рисовать. Не знала, однако, что рисовал он бабочек и был весьма серьезным энтомологом-любителем.
Хотя, если задуматься, то не так уж это удивительно. Людей он демонстрирует с той же безжалостной аккуратностью, с какой фиксировал на бумаге все мельчайшие детали устройства бабочки.
Если бы он кроме бабочек рисовал и людей, то был бы отменным карикатуристом. В портретах словом он точно применял этот метод с большим искусством. Портреты-шаржи у него очень выразительны.
цитаты, цитаты
Набоков дает портреты своих персонажей в "Даре", выпячивая 1-2 черты и этот герой возникает перед глазами неожиданно, карикатурно, шаржево выпукло, словно под стеклом лупы. Он встает перед глазами воображения живой и настоящий.
История жизни Чернышевского - вот она, настоящая "пощечина общественному вкусу", вернее традиционно-академическому взгляду на историю русской литературы в целом и историю литературной критики в частности, в которой Чернышевский давно уже превратился в бронзовый монумент, покрытый зелеными лишаями патины.
Биография (т.е. 4-ая глава "Дара" написана несомненно очень насмешливо, иногда доходя гротеска (карикатуры). Чернышевский выведен в ней каким-то незадачливым героем, путающемся в собственных ногах. И все ж в интонациях, в подборе слов и пауз, особенно ближе к трагическому финалу, становится явственно слышно, что автор жалеет своего героя. Некоторым образом она даже более обидна, ибо это жалость к неудачнику, к обделенному настоящим поэтическим даром (Даром!). Жалость зрячего к слепцу (повторяющийся мотив очков) не могущему понять ни собственной недостаточности, ни по-настоящему разглядеть чужой талант.
Забавно было бы, стань эта биография частью школьного учебника. Как скоро стала бы она общим местом? Уж точно не помогло уговорить школьников почитать "Что делать?".
Но в конце автору, несомненно, уже искренне жаль как Чернышевского, так и семью его, несмотря на всю их семейную нефункциональность. Чистая математика может свести с ума окончательно.
Читая «Дар» Набокова
ejiky
| среда, 08 мая 2019