Вернусь снова к Другалю. Мне кажется, в его цикле об Институте реставрации природы раскрывается тема, у АБС как-то совсе не звучащая - собственно об отношении человека и природы. У АБС как-то особо эта тема и не звучит, нет такой проблемы в мире будущего. Там проблемы в основном человеческие рассматриваются? А с природой проблем-то и нет вроде. И отношение к ней, скорее утилитарное - фермы китовые, уничтожение марсианских пиявок, охота на тахоргов. Вообще, Охота как занятие типа спорта. Она вроде как не считается чем-то серьезным, скорее это развлечение, возможность сбросить адреналин тем, кому не хватает остроты в «обычной» жизни. Но уж точно никто не видит в этом занятии ничего плохого. А уж в случае пиявок и вовсе как полезное и нужное. Пожалуй, только одно исключение я вспомню в Полдне. Я вдруг увидела, что рассказ «У каждого дерева» из сборника Другаля, тот самый, что действует в финале как отрезвляющий душ, очень отчетливо перекликается с рассказом из Полдня ХХ!! «Свидание». Охотник (Поль Гнедых) идет по музею и разглядывает-вспоминает свои охотничьи трофеи. Очень короткий, печальный и, на мой взгляд, один из самых страшных эпизодов Полдня. Но даже и там главное сожаление, главный страх - случайное уничтожение разумной жизни. Хотя Поль и сожалеет о всех сделанных им выстрелах, но только после последнего, изменившего весь его мир. И сожаление о всех прочих убитых тварях идет у него скорее прицепом, довеском. Как дорога, приведшая к печальному финалу. И как разительно отличается образ Охотника у Другаля! Есть Олли, который хотя и называет себя охотником, но он, как и все персонажи «Тигра» хранитель природы, он — охотник без ружья (и метафорически, и буквально). И есть почти демонический образ Охотника из «У каждого дерева». Авторская оценка для него совершенно однозначна без права на оправдание.
Насколько этим отличается звучание сборника Сергея Другаля от Полдня! Здесь тема отношений человека и природы доминирует. Постоянно подчеркивается, как важно сохранить все формы живых существ, как тяжело бывает исправить бездумное пользование ресурсами, опустошающее планету. Его мир ужасно экоэтичен (простите за новояз, но оно легло в масть). Его персонажи просто не могут не поступать как если бы исповедовали (а так и есть) принцип ахимсы. Не навреди ни в коем разе, жить без жертв, в том числе и собой. Наверное, поэтому и кажутся люди мира Тигра несколько ненастоящими, лубочными. Особенно в сочетании с авторским «былинным» стилем и сюжетами, его веселой сумасшедшинкой и фантасмагоричностью.