Если бы я взялась переводить эту книжицу (чего я делать не возьмусь, конечно), я бы назвала ее «Пчелы против меда».
Собственно, оригинальное название уже дает понять, о каких предметах будет рассуждать автор, но совершенно не подготавливает к эмоциональному тону сего манифеста. Или даже кредо Брауера.
Честное слово, лучше бы я взялась читать труды автора по математике. Я бы честно ничего не поняла, но по крайней мере, знала бы, что это только потому, что у меня с математикой плохо. Эту же книгу я, к сожалению, вполне поняла. Я бы, возможно, даже могла получить некоторе удовольствие от чтения - лет эдак двадцать тому назад, когда все еще пыталась найти свою собственную трансцендентную реальность. Однако поезд давно ушел, я поняла, что нет смысла пытаться натянуть сову на глобус и всяческие тайные знания меня интересуют скорее как разновидность современной мифологии.
Этот небольшой философский трактат, онтология Брауэра, как родной встанет на полку в один ряд с книгами Блаватской, Рерихов, Кроули, Сведенборга, всяческих гуру ведант и буддистских школ. Собственно, и по времени написания они современники с теософией.
Основная тема автора - куда катится этот мир и как все испортилось в современном обществе - изложена с должным зашкаливающим уровнем пафоса и трагизма. Под раздачу попали все дьявольские порождения разума - наука, искусство, образование, воспитание (о ужас, в университете ввели уроки сексуального просвещения, на которых присутствуют студенты обоих полов!), индустриализация, экономика, капитализм, феминизм. Ту би, как говориться, континюед.
/These “cultured” people do not see the wood for the trees, worse they have forgotten that there is a wood. Anyone who raises the question of the real purpose oflife is declared insane by our modern, practical society. It is in fact the only placewhere this question makes sense. But of course, there is no room for such a profound question in this confined world of desire and fear with its mass-suggestion of a systemwhich deems certain things to be desirable for their own sake, such as wine, wealth, love, and even wisdom, and others to be evil in themselves, things like drought, cold,hunger, poverty as well as murder and adultery. It is a system which society shoresup with great difficulty but without success; it flaunts all kinds of needs which each for its satisfaction requires hard work and pain, and so frustrates other needs, so thatin the end all satisfaction remains illusory./
Отдельное спасибо Брауэру за подробный рассказ о месте женщины в этом мире. Это все те же ККК, только красивше изложенные, с заходом в сакральные материи, объясняющие почему женщина - это вам не мужчина.
Ах да, еще целая глава была посвящена языку, который конечно же, тоже был испорчен разумом. Тут он даже попинал самого Мейстера Экхарта (которого вообще-то неоднажды цитировал), за то, что сделал высшее знание общедоступным (писал на простонародном немецком вместо возвышенной латыни). К слову, Брауэр входил Dutch Significs Group, само название которого было взято у леди Уэлби и означает теорию знаков (семиотику).
В целом Брауэр явно вдохновлялся и Экхартом, и Бёме, и восточными религиозно-философскими учениями (буддизмом в индийском и китайском вариантах). И, конечно, христианскими мистиками и аскетами.
Забавно все это оттого, что судя по биографии автора, сам он благополучно преподавал в Амстердамском университете, занимался наукой, отнюдь не пренебрегал благами цивилизации и как-то не заметно, чтобы собирался все бросить и жить в соответствии с «изначальной» чистой природой человеков.
Вот это оно и есть - пчелы против меда.
Пожалуй, единственным оправданием этому трактату может послужить, во первых, относительная молодость автора. «Жизнь, искусство и мистика» была опубликована в 1905 годы, когда автору было 24 года. А во вторых, к созданию интуитивизма в математике. Каким бы странными не казались мне его философские воззрения, судя по прочитанному о нем его работы по специальности, а области топологии и чисел до сих пор актуальны и влияют на умы.
projecteuclid.org/download/pdf_1/euclid.ndjfl/1...
LUITZEN EGBERTUS JAN BROUWER. LIFE, ART, AND MYSTICISM
ejiky
| понедельник, 07 октября 2019