Гельмгольц с первых же страниц покорил удивительной ясностью изложения. И это не ясность упрощения, речь для простаков, а скорее следствие ясности мысли автора и желания четко зафиксировать свое понимание данного раздела знания.

Благодаря этой прозрачности подачи материала, начинаешь неожиданно задумываться над непривычными привычными вещами. Например, какая вообще странная штука эта теория чисел. Сложная. Казалось бы, что сложного может быть в описании такого банального предмета, как число? Числами мы все пользуемся постоянно, это не какие-то там интегралы с логарифмами, о которых мало кто думает еженевно. Но считаем-то мы регулярно, хотя бы сдачу в магазине.
Но мне вот впервые пришло в голову, что бесконечность ряда натуральных чисел это, наверное, единственная реальная бесконечность, с которой я знакома. Мы ведь живем в очень ограниченном мире. Ограниченном измерениями - пространственными, временными. Мы ограничены телом и физиологией, пространство вокруг ограничено улицами, городами, странами, земным шаром. Даже вселенная имеет границы. По всей видимости и время тоже, насколько оно связано с пространством. Ну уж личное время каждого из нас так точно.
На самом деле, пытаться представить себе весь ряд чисел, уходящий в вечное n+1, даже немного страшно. Меня, кажется, перестает удивлять уход некоторых математиков в мистицизм… Хотя сам Гельмгольц как раз был кантианцем и материалистом, но с другой стороны, он и не был чистым математиком, а врачем, физиологом и физиком.
И в этой его небольшой работе сначала излагается чисто математическая теория чисел, а потом в разделе об измерениях величин переходит к применению ее к физическим объектам.
Вообще же области его интересов как ученого настолько обширны, что даже сомнения закрадываются — а человек ли он? Θ

Измѣреніе времени предполагаетъ, что найдены физическія явленія, которыя, повторяясь неизмѣнно однимъ образомъ и при одинаковыхъ условіяхъ, кончаются одновременно, если они начались въ одинъ и тотъ-же моментъ какъ напр. дни, качанія маятниковъ, опоражниваніе песочныхъ и водяныхъ часовъ.

Если два такихъ явленія а и b равновременно начинаются и равновременно оканчиваются, то онѣ происходятъ не только въ равное, но и въ одно и то же время. По отношенію къ времени между ними нѣтъ никакого различія и поэтому нѣтъ возможности перемѣны порядка. И если третье явленіес, одновременно съ а начинающееся, кончается въ то-же самое время, то оно происходитъ одновременно съ b, если послѣднее происходитъ одновременно съ а.