Если бы мне кто-то в бытность мою студенткой сказал, что я добровольно возьмусь читать кантовскую Критику, не для зачетов, не для галочки, а потому что мне - интересно... Ну, я б наверное пожала плечами. Тогда Кант казался ужасно старомодным, тяжеловесным и изрядным занудой.
Как же я была неправа! Во-первых, читать фундаментальные философские работы отрывками это зло чистой воды. Теряется связность текста ритм его рассуждений. Во-вторых, Кант отнюдь не зануда, просто он очень обстоятелен в своих определениях. И его можно понять - он фактически на тот момент создавал новый язык для своей метафизики.
При этом он пишет довольно таки увлекательно и остроумно. Я даже начинаю жалеть, что совершенно не знаю немецкого и не могу посмотреть на оригинал.
Кстати сказать, одна из проблем (у меня например) еще и с тем, что употребляемые в Критике термины, такие как "метафизика", "трансцедентный", "эмпирический", "априорный"и т.п. настолько на данный момент затерты, так часто используются, к месту и не к месту, что их значение начинает блекнуть, выцветать. мы используем их часто даже не задумываясь, подходит ли именно это слово к нашему высказыванию.
Сейчас я читаю Критику в полном виде, начав с двух авторских введений, и в каком-то смысле обновляю (обнуляю) их значение. Читаю довольно медленно, уж очень насыщенный текст, каждая страница порождает целые цепочки рассуждений, в какой-то момент происходит перенасыщение информацией, приходится останавливаться.

Один из любопытных для меня моментов - в главе о природе времени Кант мимоходом высказывается об использовании аналогии для придания времени какой-то формы и говорим о нем, как о бесконечно продолжающейся линии. Однако, как и всякая аналогия, она искажает понятие времени, о чем предупреждает и сам Кант, говоря: "заключаем от свойств этой линии ко всем свойствам времени, за исключением лишь того, что части линии существуют все одновременно, тогда как части времени существуют друг после друга".

Мне кажется, что именно это, очень удобное наглядное представление времени в виде линейного вектора, и послужило возникновению идеи о путешествии во времени и возможности нескольких ветвей временного вектора. Ведь линия это прежде всего пространственная форма и, изображая время в виде пространственной формы, мы переносим на него и присущие пространству свойства. Которые вовсе не обязательно приложимы к времени... Такая вот внезапная мысль. )))

Цепочка цитат о времени:

«Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний. Когда мы имеем дело с явлениями вообще, мы не можем устранить само время, хотя явления прекрасно можно отделить от времени. Следовательно, время дано а priori. Только в нем возможна вся действительность явлений. Все явления могут исчезнуть, само же время (как общее условие их возможности) устранить нельзя.»

«Время в самом деле есть нечто действительное, а именно оно действительная форма внутреннего созерцания. Следовательно, оно имеет субъективную реальность в отношении внутреннего опыта, иными словами, я действительно имею представление о времени и о своих определениях в нем. Значит, время следует считать действительным не как объект, а как способ представлять меня самого как объект.»

«Время в самом деле есть нечто действительное, а именно оно действительная форма внутреннего созерцания. Следовательно, оно имеет субъективную реальность в отношении внутреннего опыта, иными словами, я действительно имею представление о времени и о своих определениях в нем. Значит, время следует считать действительным не как объект, а как способ представлять меня самого как объект.»