Двигаясь по "Запискам" Гань Бао, через какое-то время начинаешь видеть некую закономерность в композиции. Обращаешь внимание на тематичность в разделении записей на цзюани. (Почему-то я упорно слышу в этом слове женский род, хотя переводится оно как "свиток" и должно быть, значит, мужского.)
Первые цзюани в основном посвящены даосской магии и отшельникам-волшебникам.
Четвертая цзюань - о небожителях (много отрывков из жизни Владыки реки) и духах.

Пятая цзюань, большей частью, состоит из отрывков об одном конкретном бессмертном - Цзян-хоу. Это такая поучительная история:

Самое удивительное в людях иногда, это непоколебимая их уверенность в собственном величии.
Цзян-хоу, он же Цзян Цзы-Вэнь при жизни. Бабник, пьяница и гуляка, служивший начальником стражи в уезде Молин, что возле горы Чжушань (окрестности современного Нанкина). Был он при все при этом твердо уверен, что после смерти обязательно станет бессмертным духом (божеством). Ну и как только умер - приступил к выполнению своего плана. И таки добился своего, не без помощи старого-доброго шантажа - потребовал установить себе кумирни, а не то будут вам и мор, и пожары, и прочие бедствия. Обещание, надо сказать, Цзян сдержал - мор и пожары были. Испуганные люди прогнулись и построили ему на горе храмы. С тех пор он стал хоу той местности, а гора называлась уже Цзяншань.
Короче, после смерти жизнь у Цзяна пошла в гору!

А вот шестая цзюань это такой компендиум аномалий. Мне она напомнила дешевенькие брошюрки начала девяностых, чуть ли не самиздатовского качества, в которых публиковали разные истории про НЛО, палеоконтакты, колдунов и прочие х-файлы. Я тогда их даже собирала одно время, может и до сих пор остатки где-то в доме завалялись. Вот примерно такого рода подборка фактов, иногда с нравоучительно-политическими толкованиями, иногда без, и составляют шестой свиток "Записок".

6.105
В тридцать третий год правления Чжоуского Сюань-вана у него родился сын Ю-ван. И в этом же году случилось, что лошадь превратилась в лису.

Живите с этим.

6.109
При Чжоуском Ле-ване, на шестом году его правления наложница государя Линь Би-Ян родила двух драконов.

Кто, вы говорите, была матерью драконов?

Вот еще милая история о влиянии близости власти на людей.
6.106
При Сянь-гуне, владетеле удела Цзинь, во втором году его правления Чжоуский государь Хуй-ван проживал у него в его столице Чжэн. Когда чжэнские люди входили на подворье вана, они почти все вдруг превращались в жаб, выстреливавших в людей яд
.

Фантастическая история о справедливом суде:
6.131
В правление императора Сюань-ди в области между Янь и Дай трое мужчин взяли в жены одну женщину. Родилось четверо детей. Когда дело дошло до того, чтобы делить между мужьями детей этой женщины, поровну разделить никак не могли. Тогда они затеяли тяжбу. Главный императорский судья Фань Янь-Шоу рассудил:
– У людей так не водится. Дети должны, как у зверей и пернатых, следовать за матерью.
И попросил государя утвердить приговор: трех мужей казнить, а детей вернуть матери.