Электромагнитный эльф, обитающий в ионосфере земли и других планет.
Престранным образом у меня перекликаются «Фирменный поезд «Фомич» Виктора Колупаева и «Маскарад лжецов» Карен Мейтленд. Параллель странная, но у меня в голове она засела намертво. Казалось бы, что общего у фантастической истории о поезде, выпавшем из реальности, произошедшей в условном СССР и рассказом о приключениях на дорогах средневековой Англии во время эпидемии чумы?
И ничего и очень многое. Собственно, именно чтение «Фомича» напомнило мне о когда-то отмеченном по рекомендации Книжного Базара «Маскараде». Прежде всего общностью ситуации - некая группа совершенно разных людей волею судьбы вынужденно путешествует вместе, оказавшись заперты друг с другом в едущем поезде или же обступившей со всех сторон эпидемией.
Поначалу кажется, что это все самые обычные люди, ну может с некоторыми странностями. Однако, в пути, основные персонажи постепенно раскрывают свои тайны, обнажая истинную свою суть. Конечно, в «Фомиче» это не выглядит таким откровенным обнажением грязи как в «Маскараде». Впрочем, и в Фомиче есть темное в душах героев, да и в Маскараде, если подумать, тайны вовсе не так грязны как представляются на первый взгляд. Большей частью странников, с которых Маскарад срывает маски, скорее жаль - многие оказались заложниками своего времени, его часто бескомпромиссной, полной страха перед инаковостью, культуры.
При этом все основные персонажи в обоих книгах как раз и обладают этой самой инаковостью в избытке. Особенно интересно, что в обоих случаях до самого финала рассказчики (а оба повествования ведутся от первого лица) представляются самыми нормальными из всех своих попутчиков. Странности скорее происходят с ними и вокруг них. И тем интереснее раскрытие их личностей в финале. Впрочем, тайну камлота (одну из) я угадала, авторка разбросала некоторые намеки по тексту. Личность Артема в «Фомиче» оказалась для меня зато сюрпризом, не ожидала такого поворота.
Кстати, мотив снятия масок виден и в «Фомиче», пусть и не является центральным в проблематике у Колупаева. Оказавшись в реально-нереальном поезде, едущем в эдаком никогде фоминского разлива, пассажиры неожиданно словно теряют способность притворяться, носить социально-приемлемые маски. Настоящая, неприкрытая их сущность выходит наружу, меняя/ломая жизни и перетасовывая отношения.
Общей чертой обоих книг является и то, что авторы выносят действие за рамки обыденной жизни. Герои оказываются в реальности, где возможно практически все - пришельцы и оборотни, чудесно рождающиеся дети и человек-лебедь, юная жрица Морриган и оживающие персонажи книг… Эта реальность похожа и непохожа на нашу, но их проблемы, их тайны вполне человечны и понятны. В «Маскараде лжецов» главный страх, главная беда персонажей - невозможность быть самим собой, неприятие себя и разрушительное ощущения собственной греховности. Возможно, именно поэтому общий тон романа скорее печальный и большая часть героев к финалу погибает.
В «Фирменном поезде «Фомич» герои тоже поставлены перед проблемой осознания собственной сущности. Но для них это скорее вопрос необходимости снять маски, перестать притворятся кем-то? Кем ты на самом деле не являешься. Именно поэтому для того, чтобы вернуться в правильную реальность пассажиром понадобилось перестать мечтать. Им понадобилось перестать создавать идеальную иллюзия своей жизни и просто принять себя настоящими. Как писателю, который мечтал об сбывающихся сюжетах, или путешественнику во времени, мечтавшему это время фактически остановить.
Вот так у меня сложились в какой-то цельный пазл две очень разные книги, которые я даже не уверена, что могу порекомендовать кому-то вместе. Хотя каждая по отдельности они вполне заслуживают высокой оценки. Колупаев мне все-таки ближе, это очень своя проза, об откровенно хороших людях, в которой все получили возможность изменить жизнь к лучшему. Мейтленд не так оптимистична, да и время событий само по себе достаточно мрачное. Зато в «Маскараде» читатель попадает в мир живых средневековых легенд. То, как герои романа видят мир вокруг, то как они взаимодействуют с ним - это даже не христианство (хотя формально они все, конечно, христиане), христианство пока все еще тонкая маска, под которой прячется все еще живые народные верования в духов, местных божков и народ из-под холмов. К тому же на протяжении всего пути герои сталкиваются с множеством приключений и загадок, так что действие достаточно динамичное, хотя это и не дотягивает до звания приключенческого на мой взгляд.
И ничего и очень многое. Собственно, именно чтение «Фомича» напомнило мне о когда-то отмеченном по рекомендации Книжного Базара «Маскараде». Прежде всего общностью ситуации - некая группа совершенно разных людей волею судьбы вынужденно путешествует вместе, оказавшись заперты друг с другом в едущем поезде или же обступившей со всех сторон эпидемией.
Поначалу кажется, что это все самые обычные люди, ну может с некоторыми странностями. Однако, в пути, основные персонажи постепенно раскрывают свои тайны, обнажая истинную свою суть. Конечно, в «Фомиче» это не выглядит таким откровенным обнажением грязи как в «Маскараде». Впрочем, и в Фомиче есть темное в душах героев, да и в Маскараде, если подумать, тайны вовсе не так грязны как представляются на первый взгляд. Большей частью странников, с которых Маскарад срывает маски, скорее жаль - многие оказались заложниками своего времени, его часто бескомпромиссной, полной страха перед инаковостью, культуры.
При этом все основные персонажи в обоих книгах как раз и обладают этой самой инаковостью в избытке. Особенно интересно, что в обоих случаях до самого финала рассказчики (а оба повествования ведутся от первого лица) представляются самыми нормальными из всех своих попутчиков. Странности скорее происходят с ними и вокруг них. И тем интереснее раскрытие их личностей в финале. Впрочем, тайну камлота (одну из) я угадала, авторка разбросала некоторые намеки по тексту. Личность Артема в «Фомиче» оказалась для меня зато сюрпризом, не ожидала такого поворота.
Кстати, мотив снятия масок виден и в «Фомиче», пусть и не является центральным в проблематике у Колупаева. Оказавшись в реально-нереальном поезде, едущем в эдаком никогде фоминского разлива, пассажиры неожиданно словно теряют способность притворяться, носить социально-приемлемые маски. Настоящая, неприкрытая их сущность выходит наружу, меняя/ломая жизни и перетасовывая отношения.
Общей чертой обоих книг является и то, что авторы выносят действие за рамки обыденной жизни. Герои оказываются в реальности, где возможно практически все - пришельцы и оборотни, чудесно рождающиеся дети и человек-лебедь, юная жрица Морриган и оживающие персонажи книг… Эта реальность похожа и непохожа на нашу, но их проблемы, их тайны вполне человечны и понятны. В «Маскараде лжецов» главный страх, главная беда персонажей - невозможность быть самим собой, неприятие себя и разрушительное ощущения собственной греховности. Возможно, именно поэтому общий тон романа скорее печальный и большая часть героев к финалу погибает.
В «Фирменном поезде «Фомич» герои тоже поставлены перед проблемой осознания собственной сущности. Но для них это скорее вопрос необходимости снять маски, перестать притворятся кем-то? Кем ты на самом деле не являешься. Именно поэтому для того, чтобы вернуться в правильную реальность пассажиром понадобилось перестать мечтать. Им понадобилось перестать создавать идеальную иллюзия своей жизни и просто принять себя настоящими. Как писателю, который мечтал об сбывающихся сюжетах, или путешественнику во времени, мечтавшему это время фактически остановить.
Вот так у меня сложились в какой-то цельный пазл две очень разные книги, которые я даже не уверена, что могу порекомендовать кому-то вместе. Хотя каждая по отдельности они вполне заслуживают высокой оценки. Колупаев мне все-таки ближе, это очень своя проза, об откровенно хороших людях, в которой все получили возможность изменить жизнь к лучшему. Мейтленд не так оптимистична, да и время событий само по себе достаточно мрачное. Зато в «Маскараде» читатель попадает в мир живых средневековых легенд. То, как герои романа видят мир вокруг, то как они взаимодействуют с ним - это даже не христианство (хотя формально они все, конечно, христиане), христианство пока все еще тонкая маска, под которой прячется все еще живые народные верования в духов, местных божков и народ из-под холмов. К тому же на протяжении всего пути герои сталкиваются с множеством приключений и загадок, так что действие достаточно динамичное, хотя это и не дотягивает до звания приключенческого на мой взгляд.