Мне кажется, что этот роман Готорна уже не просто один из последних представителей чистой литературной готики, но несет в себе следы начинающегося разрушения жанра. Готорн настолько старательно соблюдает все формальные требования жанра, используя все ожидаемые сюжетные коллизии, что сюжет романа читается почти как пародия на типичный готический роман - старый разрушающийся особняк, родовая вражда, семейное проклятье и другие темные семейные тайны, нависшие над несколькими поколениями семей Пинченов и Моллов. Все эти обязательные элементы любого готического романа здесь словно накапливаются с каждой главой словно набухающие грозовые тучи, чтобы в итоге разрешиться чередой совершенно обыденных, рациональных объяснений, коим лишь тайна и слухи, превратившиеся за долгие годы в цельный городской миф, наделяли сверхъестественной природой. В итоге уже в самом начале истории абсолютно ясно чем она закончится, а все действующие лица выглядят словно не живые люди, а театральные маски, разыгрывающие положенные им роли.
В сущности это роман не столько о проклятьи и мистике, сколько возможность автору нарисовать целую череду человеческих характеров и судеб самого разного толка и возможность порассуждать на различные темы морали и этики. Очень отчетливо видно разделение между поколениями в романе, которое кроме того еще и является разделением между старой аристократией и набирающим силу миром людей делающих себя с нуля, готовых браться за любую работу, чтобы достичь чего-то в жизни.
Кстати, Фиби в этом «противостоянии» автор ставит в некую компромиссную позицию, пытаясь объединить в ней лучшие черты старого и нового мира. Оттого, мне кажется, она практически не имеет собственного мнения в романе и скорее является идеальной слушательницей для историй всех остальных персонажей. Признаться, история внезапной свадьбы в финале сама по себе ужасно неубедительна До момента странного объяснения в любви на фоне трупа судьи, даже просто заинтересованности друг другом у Фиби и Холгрейва особо не наблюдается. Зато не однажды упоминается, что Фиби испытывает скорее даже некоторую антипатию к нему. Так что счастливый финал для автора скорее был важен как награда героям, особенно Клиффорду и Гефсибе за сломанные жизни и судьбы. Как возможность, наконец, получить свой кусочек если не полного счастья, то хотя бы душевного покоя и защиты, которую им дало унаследованное состояние судьи.
Чем на самом деле хорош этот роман, так - внезапно - живописностью описаний. Он словно весь собран из быстрых, но очень ярких акварелей, из которых с живостью перед глазами читателя возникают улицы города, сам старый особняк и его фронтоны, старый вяз и розовый куст. Все герои удостаиваются таких же ярких портретов, словно не роман читаешь, а забрела в художественную галерею. У Готорна очень цветистый, вычурный (на мой вкус) язык. Словно затейливая каллиграфия с завитушками и росчерками. Подходящий для статических картин, но не способствующий живости характеров и сюжетов. В этом плане мне куда большее наслаждение доставило чтение Джордж Элиот.
P.S.
Самым забавным для меня оказалось, что в этот ужасно шаблонный сюжет автор вложил реальные факты из истории своей собственной семьи. Вот эту всю историю о проклятии, колдуне и его обвинителе-пуританине.
