Электромагнитный эльф, обитающий в ионосфере земли и других планет.
«Погребенный великан» в моей голове случился как книга-сновидение. В которое погружаешься почти помимо воли и словно выныриваешь в конце, с трудом удерживая в сознании расплывающийся туманом сюжет.

С первых страниц первой главы мне чудился в нем искаженный мир Толкиена, мир Средиземья. Прежде всего из Хоббита, и немного, настроением, из Братства кольца. Конечно, я понимаю, что это очень субъективно, что главные литературные аллюзии в «Погребенном великане» это Артуриана и средневековый рыцарский роман в целом. Но ничего не могу с собо поделать - стоило только прочитать, что главные герои живут в холме, в норе и в голове звучат первые строки Хоббита. Впрочем, может мне и кажется, но и в некоторых сценах, в сюжетных поворотах я видела параллели. Сплав по реке в корзинах, три окаменевших огра, да и сама цель квеста героев «Погребенного великана» - победить дракона, в конце концов. Хотя у Исигуро все эти мотивы и сцены имеют совсем иное звучание.
Есть только общее ощущение мира, живущего на свежих обломках легенды. В «Погребенном великане» это осколки мечты Артура об объединённом королевстве, где разные народы будут жить в мире. Мечты, разрушенной еще при жизни самого Артура, и последствия этого разрушения продолжают влиять жизни бриттов и саксов. Это, наверное, один из самых трудных, неразрешимых вопросов в романе - что есть благо для всех?
Почему так часто они не различимы в человеческих делах и почему путь к светлому будущему превращается в кошмар? Есть ли допустимая цена у насильного нанесения блага, Драконица Квериг, чье дыхание несет на себе заклятье забвения, наложенное Мерлином, кто она? Источник проклятья или же жертва? Правы ли были Мерлин и Артур, решившие положить конец цепи кровной вражды между двумя народами, заставив их постоянно забывать прошлое? Ни автор, ни герои не знают решения.

В некотором роде та странная компания, которую сводит вместе дорога и ведет, иногда помимо воли, к драконице Квериг, это своеобразный срез поколений и народов. Прошлое, настоящее и будущее этого мира. Прошлое это бывшие рыцари Камелота, Аксель, забывший свое прошлое и Гавейн, не могущий примириться со своим и обманывающий себя. Настоящее это сакский воин Вистан, еще помнящий свое детство, в котором Аксель нес обещания мира в артуровском королевстве, и как эти обещания были залиты кровью. И будущее - Эдвин - мальчик-сакс, который уже и не знает другого мира, кроме того, где саксы и бритты живут раздельно и где мир замер в искусственном сне и вот-вот проснется новой войной. Мальчик, от которого зависит, будет ли он помнить, что и среди людей другого племени могут быть друзья.

Вопрос о том, что есть память о себе, стоит ли помнить прошлое, если оно несет в себе не только радость, но и боль. Когда воспоминания о моментах. Любви и счастья неразрывно сплетены с памятью о боли и предательстве. И хуже всего, когда предателем оказываешься ты сам. Не лучше ли не помнить вовсе? Тема памяти, что ранит, но без которой человек теряет себя вовсе, развивается в романе на всех уровнях его сюжета. Это и память народов, которых забвение словно погружает в сон и они живут монотонным повторением одного дня, словно не открывая глаз. Тут и личная, интимная память каждого из героем, в каждой рассказанной о них истории. Потеря личной памяти, наверное, самая острая и болезненная, рассказывается в истории Акселя и Беатрис. Об их любви, от которой в начале романа заклятье оставило лишь глянцевую оболочку, не само чувство, а сон об идеальной любви. И с каждым новым вернувшимся воспоминанием эта любовь становится все более реальной и все более неидеальной, открываются и заново переживаются не только моменты счастья, но и потери, измены, причиненная друг другу боль. Рождается история реальных людей, об их любви и о переживании смерти. О той простой истине, что последнюю реку каждый переплывает в одиночестве. В конце дороги каждый сам решает - умереть, убить дракона, забыть или помнить, сесть в лодку, везущую на остров смерти.

С другой стороны, это книга о человеческих решениях, маленьких и больших, из которых складываются судьбы людей и народов. История о той свободе, которую несет способность помнить прошлое, свободе выбирать и меняться. У Исигуро эта свобода сама по себе не есть добром или злом. Скорее, на мой взгляд, залогом того, что у этого мира появляется будущее, а не вечное застывшее существование в одном дне.
Именно об этом весь финал - об уходящем освободившемся прошлом. Удивительным образом в небольшом по объему романе Исигуро спрятал не одну, а множество историй, каждая из которых заслуживает своего рассмотрения. Это и история сэра Гавейна, заблудившегося в снах о прошлом (и его связь с Белым рыцарем Льюиса Кэролла). История драконицы Квериг и связанного с ней мальчика Эдвина, ее волшебного сына и проводника для ее будущего убийцы. Сакса Вистана, выросшего среди бриттов и убежденно ненавидящего их. Акселя, соратника Артура, пытавшегося нести мир землям не мечом, а убеждением и проигравшего этот идеологический поединок. История Артура и Мерлина, их мечты о великом светлом королевстве и тех путях, которые они выбирали для достижения цели...
Даже когда дочитана последняя страница «Погребенный великан» остается где-то внутри тебя и его сны словно просачиваются в твои мысли, чтобы через какое-то время снова и снова всплывать в мыслях уже отраженьем твоей реальности.



kira lynn cain


@темы: записки читателя, Исигуро, Погребенный великан, Книги