Электромагнитный эльф, обитающий в ионосфере земли и других планет.
Я была на прошлой неделе на фестивале "Линия испанского кино". И все бы ничего, но один из фильмов оставил особенно яркое впечатление. Это картина Клаудиа Ллоса "Мадейнуза". Вот как анонсируют этот фильм организаторы фестиваля:



В этой истории современные урбанистические ценности сталкиваются с жизнью маленького городка. Это история про случайную встречу чужеземца с невинной красавицей, живущей в изолированной от мира деревушке перуанского горного хребта Cordillera Blanca, районе, отличающимся религиозным пылом. Мадейнуза – милая 14-летняя девушка с лицом индианки, которая живет в доме с земляным полом и грезит о мире за пределами деревни. В ее городке существует обычай: в период с трех часов дня Страстной Пятницы (время, когда Христос умер на кресте) и до конца Пасхального Воскресенья греха не существует. Бог мертв, и жители городка могут делать все, что им вздумается. Сальвадор, молодой геолог из Лимы, случайно попадает в это место как раз в канун этого времени распутства. Жители городка встречают его с любопытством и энтузиазмом, а затем в страхе решают, что он станет помехой их празднествам. Но Мадейнузу, интересующуюся всем, что пришло из большого города, тянет к нему, и ее судьба поворачивается неожиданным образом. Живой, осязаемый, наполненный ярким своеобразием перуанской сельской жизни, чарующий рассказ Ллосы существует на мощных метафорических уровнях. «Мадейнуза» предвещает новый этап в кинематографе. Это сложная смесь из страсти, своеволия и желания, которая и есть истинной чистотой.



Я не стану утверждать, что это совершеннейшая неправда, нет. Но это описание совершенно не отражает того, что на самом деле происходит на протяжении 1 часа и 40 минут на экране и в зале. Прежде всего, тут сталкиваются ценности не столько внутри пространства самого фильма, сколько зала и фильма. На самом деле человек, который хотя бы немного не интересовался этнографией, фольклористикой, культурологией, или, на крайний случай, не читал хотя бы "Золотую ветвь" Фрэзера, просто не сможет понять, что происходит на экране. Я это точно знаю, поскольку мне повезло сравнить свое впечатление с впечатлением от фильма одной девчонки с работы.



Для неподготовленного зрителя фильм становится настоящим шоком, он вызывает инстинктивное отторжение и отвращение. За это стоит поблагодарить режиссера - съемки очень натуралистичны, как сказала эта моя знакомая, она "чувствовала запах", а пахнет там мягко говоря, не очень - как может пахнуть забытая богом деревушка, живущая на уровне хорошо если конца 19 века. Так что фильм действительно "живой и осязаемый", но "чарующим" в смысле "очаровательным" у меня просто я язык не повернется его назвать. В общем, все, кто пришел посмотреть милую буколическую любовную историю были разочарованы.



Но зато я не встречала лучшей иллюстрации к понятию "мифопоэтическое сознание" или "карнавальность". А уж насколько правдоподобно показан архаический праздник-ритуал умирающего-воскресающего бога! Причем там даже налет христианского католического обряда настолько тонок, что им легко можно пренебречь, с одной стороны, а с другой - увидеть в живую тот этап, когда христианство еще не поглотило полностью языческие корни, а только стало внешней оболочкой!



Как можно понять из моего бормотания, впечатления у меня остались двойственные. Мне он был очень интересен как иллюстрация к истории и теории мифа в его ритуальном проявлении. Но честно сказать, второй раз я его стану пересматривать только если это понадобится из каких-то практических целей...

Вот такое вот оно - артхаусное кино...



А, забавный факт, там по ходу фильма главную героиню - Мадейнузу - проносят в виде Мадонны по деревне. Знаете, такие шествия, в которых обычно носят статуи святых. Так вот, мне пришлось потом объяснять моей знакомой, почему ее так "смешно" одели...







Слева - Мадейнуза, а справа, если я не ошибаюсь, Дева Мария Гваделупская.

@темы: Мадейнуза, Интересности, Кино, Мысли вслух